Ассоциация Развития Бизнеса и Учебных Заведений (АРБУЗ), созданная в Екатеринбурге предпринимателями Тимофеем Егоровым, Андреем Лодкиным, Евгенией Шейко и Зухрой Муртазиной, более года занималась изучением взаимодействия учебных заведений и бизнеса, а сегодня открыта для сотрудничества с новыми участниками. На вопросы журнала NB отвечает президент Ассоциации Зухра Муртазина.
Зухра, у нас существуют самые разные объединения предпринимателей. Зачем понадобилось создавать еще одно?
По нашему мнению, сообщества, которые сейчас выходят на рынок, выглядят несколько шаблонными, так как создаются по аналогии с уже существующими. У АРБУЗа есть миссия, отличная от клубов и других объединений: мы формируем эко-среду возможностей для развития партнерства между учебными заведениями и компаниями-участниками в области кадрового потенциала и НИОКР. Мы вносим изменения в рынок труда и повышаем шансы молодых специалистов оставаться в профессии.
Я эксперт в области процессного управления и часто работаю с собственниками, знаю не понаслышке о все более усугубляющейся проблеме поиска и найма сотрудников. Особенно это касается инженерных профессий и квалифицированных рабочих. Учитывая этот факт, необходимо обратить внимание еще на одну проблему малого и среднего бизнеса: зачастую в штате нет квалифицированного HR-специалиста, который бы простроил стратегию в области персонала и занялся привлечением и адаптацией студентов. Чтобы запросить в вузе студента на практику, надо знать, с кем по этому вопросу общаться. Ни у собственника, ни у топ-менеджмента на решение данной проблемы нет времени. Также малому бизнесу сложно конкурировать за кадры с именитыми компаниями. Большинство студентов считают предприятия МСБ непрестижными. Этот стереотип необходимо менять.
С другой стороны, говоря о вузах и средних специальных учебных заведениях, мы можем заметить, что образовательные программы необходимо «приземлять», делать их более практичными. Никто не отменяет фундаментальных знаний, но новые, уже используемые бизнесом техники и технологии с большим опозданием приходят в учебные заведения. Выход тут только один: вовлекать бизнес в образовательный процесс – тех производственников, которые имеют потенциал и умеют доносить информацию, необходимо задействовать в качестве преподавателей. Соответствующее соглашение о сотрудничестве, которое предполагает в том числе и «приземление» обучающих программ, мы намерены подписать с Уральским горным университетом. Также есть определенные договоренности с Уральским лесотехническим университетом и с некоторыми техникумами (потребность в рабочих специальностях тоже огромна).
Определены ли приоритетные направления, по которым будут вестись НИОКР?
Они ограничены только возможностями университетов и их отраслевой принадлежностью. В нашем объединении представлены самые разные предприятия, выпускающие и товары повседневного спроса, и электротехническую продукцию, и бытовую химию, что подразумевает проведение разнообразных исследовательских работ. Осуществляя НИОКР в партнерстве с вузами, мы планируем решать конкретные проблемы малого бизнеса. Нам присылают техническое задание на научно-исследовательские работы, и мы, зная возможности университетов, либо организуем группу, либо точечно направляем предпринимателей в конкретную лабораторию. В УГГУ, где очень хорошая лабораторная база, уже прошла встреча бизнеса с представителями вуза, на которой были продемонстрированы исследовательские возможности университета.
Второй вид сотрудничества – совместное участие в проектах на основе инновационных разработок вузов. Не исключается при этом создание совместных предприятий. Бизнес часто не знает о возможностях вузов. Ассоциация будет подсказывать предпринимателям, кто каким ресурсом располагает для сотрудничества. Тут есть одна проблема, которую мы увидели, контактируя с вузами. Учебные заведения очень узко позиционируют себя на рынке. Университетский маркетинг не позволяет предпринимателю увидеть возможности вузовской науки в плане осуществления перспективных НИОКР, в которых нуждается малый и средний бизнес. Условно говоря, молотком можно не только гвозди забивать, но и создавать шедевры из железа в кузне, а вузы нам об этом не рассказывают. Задача Ассоциации – раскрыть потенциал исследовательских мощностей, которые есть в университетах, и презентовать его бизнесу.
Одним из первых проектов Ассоциации стало создание Клуба уральских студентов. Какую цель он преследует?
Клуб уральских студентов (КУРС) создавался с целью адаптации студентов к будущей работе, а также выявления будущих предпринимателей в рядах студентов. Для этого мы выбрали путь наставничества: студенты становятся помощниками директоров, что позволяет им понять, как работает предприниматель, какие вопросы он решает и т.д. Они продолжают учиться и получают зарплату – в зависимости от выполняемого функционала. Есть своя программа КУРСа для студентов, которая включает «Самоменеджмент» и «Организационное устройство предприятия». Мы планируем расширять программы. С гордостью хочу отметить, что проект КУРС также удался! Студенты успешно трудятся на благо малого и среднего бизнеса.
Как выяснилось, бизнесу тоже нужна адаптация при трудоустройстве студентов, а это, с одной стороны, решается через совместные мероприятия участников АРБУЗа и КУРСа, с другой – через работу с компаниями, систему адаптации, выбор внутреннего наставника и другие составляющие.
Есть ли ограничения для вступления в Ассоциацию?
Наши участники – это активные собственники и директора компаний, с которыми мы схожи по ценностям: соблюдение договоренностей, честность, экспертность, плодотворное сотрудничество. Учитываем мы и оборот организации: от 60 млн – для малого бизнеса и от 800 млн – для среднего. Мы нацелены на постоянное обучение наших участников, для чего в партнерстве с Кластером уральского бизнеса регулярно организуем встречи с экспертами мирового уровня. Кроме того, проводим экскурсии на предприятия для обмена опытом. Вырабатываемые бизнесом предложения будем презентовать в виде готовых решений работникам администраций разного уровня. И, конечно, совместный отдых и нетворкинг для расширения знакомств и связей.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.