Почти 95% стеклотары в советские времена возвращалось во вторичный оборот. Сегодня этот показатель упал почти до нуля. Пивные, винные, молочные бутылки выбрасываются в контейнеры, затем вывозятся на мусорные полигоны. Как вернуть оборотную стеклотару в хозяйственный оборот? На эти и другие вопросы отвечает директор ООО «Аметист» Андрей Долгих.
Андрей Александрович, на рынке вторресурсов ваша компания действует уже около 25 лет, можно сказать, ветеран. Как раньше была поставлена система сбора стеклотары?
В советские времена пустые бутылки из-под пива и вина редко доходили до мусорных контейнеров, поскольку их принимали в пунктах сбора стеклотары. В Свердловской области действовала разветвленная сеть, около 300 таких пунктов. Пустая бутылка (0,5 л) стоила 20 коп. (для сравнения: килограмм хлеба – 18 коп.), сбор бутылок был выгоден и населению, и стеклозаводам, и производителям напитков.
Система сбора стеклотары успешно продолжала действовать и в рыночное время. Наша фирма, в частности, собирала и поставляла оборотную тару на пивзаводы «Патра», «Тагилпиво», «Полевское пиво», Виншампанькомбинат, завод «Алкона», а также в другие регионы – в Санкт-Петербург, Москву, Омск, Казань, Чувашию... Все крупные производители напитков работали с оборотной тарой!
Ситуация резко изменилась после того, как на рынке тары массово появилась облегченная стеклобутылка (весом 280 г),
пластиковая ПЭТ-бутылка и алюминиевая банка. Лет семь назад крупнейшие производители пива и безаколгольной продукции перестали принимать стеклотару. Сеть ее сбора умерла сама собой.
Производители решили, что им проще закупать новую тару, на тот момент она стоила недорого. Со временам стеклозаводы подняли цены на свою продукцию в несколько раз. Но и в таком виде они устраивают производителей напитков, сбор оборотной тары им по-прежнему не нужен.
Хочу подчеркнуть, что в Германии и других странах ЕС систему сбора стеклотары никто не отменял, она эффективно действует до сих пор. И только у нас в стране поторопились ее разрушить до основания. А зачем? Огромное количество бутылок вывозится на свалку, лишь малая доля вновь возвращается в оборот – но уже в виде вторсырья, стеклобоя.
Что можно сделать для исправления этой ситуации?
Мое предложение: необходимо внести изменения в федеральное законодательство, проработать механизм, который повысит заинтересованность производителей, обяжет их возвращать вторичную стеклотару в оборот. Сегодня они платят экологический сбор за утилизацию тары, и дальнейшая ее судьба их не интересует. Потребитель уже оплатил стоимость бутылки, купив напиток!
Пустую тару можно было бы сдать, но некуда – бутылка идет в мусор. Региональные операторы вывозят коммунальные отходы, затем они частично перерабатываются на мусоросортировочных комплексах (МСК), после сортировки, в виде вторресурса (стеклобоя), продаются на стеклозаводы, как сырье для изготовления новых бутылок. Абсурд!
В регионе и стране строят новые мощные МСК, а значит, вторсырья, в том числе стеклобоя, будет в разы больше. И куда его девать? Стеклозаводы используют в своем производстве около 30% вторсырья (хотя технологии позволяют до 70–80%), и больше им не требуется! Не проще ли возвращать целые бутылки на предприятия по розливу напитков? Это и гораздо дешевле.
Возрождение сети приемных пунктов даст как минимум около 1000 рабочих мест. Кроме того, сбор бутылок – приработок для социально незащищенных слоев населения (новые бутылки продают по цене от 8 руб/шт.). Пустые алюминиевые банки население уже активно сдает на пункты приема металлолома. Хотя цены – копеечные, 1 банка – 1 руб.
Восстановить сеть приемных пунктов можно достаточно быстро, бизнес сам приедет в эту сферу. Но пока производителям напитков не нужна оборотная стеклотара, бутылки будут идти в мусор, захламляя наши парки, скверы и дворы.
г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 49
+7 (922) 181-30-81, +7 (961)770-03-82
+7 (922) 609 05 44
http://steklovtorekb.ru
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.