Собственники бизнесов, топ-менеджеры, рядовые работники, их родители и дети – все так или иначе взаимодействуют с государством и подчиненными ему структурами. Общение это постепенно становится цифровым: люди все чаще решают свои вопросы через виртуальных помощников. Какое будущее нас ожидает? Оно уже записано в госпрограммах и других программных документах.
Текст: Галина Зайцева
Цифровая трансформация – это одна из пяти национальных целей, заявленных в президентском указе от 21.07.2020 № 474. В нем говорится о том, что государственному управлению, а также ключевым отраслям экономики и социальной сферы необходима «цифровая зрелость». Трансформационные процессы только набирают обороты: они распланированы до 2030 года.
Так, эффективность госструктур и подчиненных им организаций будет повышаться из-за внедрения информационных технологий. Взаимодействие граждан, компаний и государства станет преимущественно цифровым, в том числе за счет перехода на юридически признаваемый электронный документооборот.
С какими же проявлениями «цифровой зрелости» государства мы скоро соприкоснемся? Какие сложности во взаимодействии имеются сегодня?
Контроль – дистанционный, помощь - проактивная
О том, что в системе госуправления пока не все идет гладко, чиновники хорошо знают. К насущным проблемам они относят, например, такие:
· недостаток достоверной информации о бизнесе и гражданах, которая доступна в режиме реального времени и необходима для принятия управленческих решений на уровне государства (органов власти);
· несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками и их трактовка как нагрузка, а не помощь.
Эти и другие сложности можно решить с помощью цифровизации. Благодаря ей предполагается повысить качество и системность исполнения органами власти своих функций.
Конкретные меры описаны в Распоряжении Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-р. Среди них, например, создание единой платформы исполнения функций по государственному и муниципальному контролю. Смысл этого цифрового проекта в том, что процесс контроля становится дистанционным. Компании получают от государства персонализированные обновления по обязательным требованиям. Данные о проверках из единой платформы используются для составления рейтинга юридических лиц по уровню надежности. К 2030 году в таком режиме должно проводиться до 90% проверок.
Другой проект – внедрение единой системы предоставления госуслуг (не путать с хорошо знакомым всем порталом госуслуг) – адресован уже не только бизнесу, но и людям. Государство переориентируется так, чтобы оказывать услуги в упреждающем (проактивном) режиме. Новая цифровая платформа позволит органам власти и местного самоуправления самостоятельно переводить в электронный вид существующие услуги, предоставляемые в бумажном виде. К 2024 году планируется довести долю государственных и муниципальных услуг, ставших цифровыми, до 60%.
Есть и довольно прогрессивные меры: создать на базе «облачных» технологий типовое автоматизированное рабочее место госслужащего. Но это для обычного предпринимателя и гражданина – совсем уже фантастика.
Трудовые отношения: новая «точка входа»
Принципы принятия решений, взаимодействия государства с компаниями и гражданами поменяются и в сфере занятости, социальной защиты и соцобеспечения. Стратегические направления в этой сфере определены распоряжениями Правительства РФ от 06.11.2021 № 3144-р и от 20.02.2021 № 431-р.
Процессы предоставления гражданам мер социальной поддержки, оказания услуг в сферах пенсионного обеспечения, социального страхования, соцзащиты и соцобслуживания, труда и занятости уже сейчас оптимизируются. Эта работа продолжится. В результате люди смогут получать часть мер социальной поддержки проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн.
Расширится состав цифровых сервисов для граждан и компаний. Кстати, работодателям и работникам уже сейчас предоставлена единая точка доступа к информационным сервисам в сфере труда и занятости. «Точкой входа» стала цифровая платформа «Работа в России».
Цифровизация поможет решить, к примеру, такие проблемы, характерные для данной зоны ответственности государства:
· для граждан – неудобный процесс получения мер социальной защиты (поддержки), связанный со сбором большого количества документов в бумажном виде и долгим ожиданием получения этих мер;
· для работников (соискателей) – необходимость очного присутствия при ознакомлении или подписании кадровых документов;
· для работодателей – ведение кадрового делопроизводства в бумажном виде, издержки в связи с длительным хранением бумажных документов, высокая вероятность составления некорректных кадровых документов, противоречащих трудовому законодательству.
А вот такие пути выбраны, чтобы решить имеющиеся проблемы:
1. Проект «Единая цифровая платформа в социальной сфере». Вводится адресный подход при предоставлении мер социальной защиты (поддержки). Их эффективность достигается за счет реализации единого стандарта предоставления мер независимо от места проживания человека, которому нужна помощь. На уровне регионов и муниципалитетов внедряются типовые регламенты предоставления массовых социально значимых услуг в электронном формате (в том числе с использованием единого портала госуслуг), что тоже повышает эффективность работы органов власти. Доля граждан, получающих меры соцподдержки федерального уровня, на основании заявления или проактивно (без представления документов) в 2024 году должна составить 80%.
2. Проект «Электронный кадровый документооборот». Степень свободы работников и работодателей за счет обмена информацией в форме электронных документов увеличивается, при этом стороны трудовых отношений сохраняют существующие права и гарантии. Уровень сохранности документов, связанных с работой, повышается. Создаются гибкие инструменты для развития дистанционного труда. У работодателей появляется возможность использовать для ведения электронного кадрового документооборота одноименную подсистему на цифровой платформе «Работа в России».
Кстати, в сфере трудовых отношений компании уже сейчас могут пользоваться первыми плодами цифровизации: платформа «Работа в России» функционирует. Так что взаимодействие с работниками и соискателями, поиск необходимых специалистов при желании можно упростить.
Учить поможет искусственный интеллект
Перевести в электронный вид массовые социально значимые услуги планируется и в сфере образования. В этой зоне ответственности государства цифровая трансформация подразумевает много организационных изменений, а также повышение уровня цифровых компетенций учеников, студентов и педагогов.
Для общего и среднего профессионального образования направления трансформации определены Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р. Здесь работа идет над созданием особой образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы и обеспечивающей полное освоение программ независимо от места нахождения обучающегося. Кроме того, внедряются различные сервисы-помощники, в том числе при использовании возможностей единого портала госуслуг. Яркий пример уже действующего цифрового решения – суперсервис «Поступление в вуз онлайн».
Все эти меры и проекты позволяют предоставить равный доступ к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории страны всем категориям учеников и студентов. Для педагогов же цифровизация оборачивается снижением избыточной нагрузки, возникающей из-за работы с большим объемом данных, вводимых вручную в разные информационные системы.
Так что отношения ученика и учителя в ближайшем будущем могут сильно измениться, если каждый из них начнет пользоваться такими персональными цифровыми помощниками.
1. Сервис «Цифровой помощник ученика». Позволит с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения на основе интересов и способностей обучающегося, а также управлять его образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки. Доля используемых проактивных сервисов подборки контента, позволяющих ученикам, родителям и педагогам эффективно планировать индивидуальный план обучения, в 2024 году должна составить 60%.
2. Сервис «Цифровой помощник учителя». Автоматизирует проверку домашних заданий и планирование образовательных программ на основе искусственного интеллекта, упрощает и помогает сформировать действенную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снижает административную нагрузку на учителя. Доля педагогов, которым обеспечены возможности автоматизированного планирования образовательных программ, а также проверки домашних заданий с использованием искусственного интеллекта, в 2024 году должна достичь 90%.
Высшее образование тоже готовится перейти на новые цифровые сервисы и инструменты (стратегия цифровой трансформации отрасли утверждена Минобрнауки).
Разрабатываемые решения будут связаны с персонализацией обучения на базе технологии искусственного интеллекта. Благодаря этому традиционная организация образовательного процесса изменится. У студентов станут не только накапливаться знания, но и развиваться способность учиться, ориентироваться в большом информационном потоке, оценивать актуальность знаний и навыков в текущий момент и адаптироваться к изменениям в профессии.
Другое направление цифровой трансформации вузов – управление кадровым потенциалом и преодоление цифрового разрыва. Не секрет, что вузовские преподаватели (особенно старшего возраста) зачастую консервативно относятся к цифровым инструментам в образовании, из-за чего их внедрение тормозится прямо на рабочих местах. А значит, новый цифровой облик вузов нужно создавать не только за счет разработки платформ и сервисов, но и благодаря изменению отношения к «цифре» самих работников.
Центр цифровой трансформации - человек
Цифровизация набирает обороты не только в системе госуправления и социальной сфере, с которой так или иначе соприкасается любой гражданин. Этот процесс меняет работу школ и вузов, поликлиник и больниц, театров и музеев…
Здесь главным принципом, объединяющим все принимаемые меры и провозглашаемым государством, становится принцип клиентоцентричности. На первое место выходят именно интересы человека, из-за чего в госуправлении подходы к работе смещаются так, чтобы у людей решались жизненные ситуации, граждане и бизнес проактивно информировались о новых возможностях (конечно же, с помощью цифровых решений). И это не просто увеличение объемов оказания цифровых услуг со стороны государства – это радикальное повышение их качества и доступности на всей территории страны.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.