Председатель комитета по товарному рынку Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Игорь Лобанов убежден, что проблема нелегального предпринимательства характерна практически для всех видов бизнеса – особенно на потребительском рынке. Предприниматели Екатеринбурга и Свердловской области обращаются к властям города и региона с просьбой организовать совещание с предпринимателями для решения данной проблемы.
Игорь Александрович, какие проблемы волнуют сегодня предпринимателей, имеющих нестационарные торговые объекты, более всего?
Во-первых, несовершенство договора на аренду земли под НТО. Раньше у каждого участка был кадастровый номер: к договору аренды прилагался кадастровый паспорт, то есть объект имел точные гео-
графические координаты. А сейчас нет конкретной привязки к месту – указывается только адрес дома, возле которого стоит павильон. Это порождает нездоровую конкуренцию: мы приходим впятером на один адрес и начинаем между собой конфликтовать. При наличии кадастрового номера есть четкость и ясность.
Вторая проблема – запрет на изменение спецификации объекта. Спрос у населения меняется так же, как меняются времена года. Очень важно соответствовать спросу населения, то есть необходимо перепрофилировать павильон. Малый бизнес должен гибким быть. Но существует единая форма редакции договора, и если написано «овощи», то не имеешь права вести иное торговое направление. Сменил вывеску – нарушил договор. Хотя при изменении спецификации объекта оплата по договору аренды земельного участка не изменяется. Если в договоре написано 9 квадратных метров – увеличение не предусмотрено. Это крайне проблематично. Только в Чкаловском районе Екатеринбурга потребительский бизнес обслуживает 9468 человек. Мы даем людям рабочие места, в которых нуждается местное население, – и это очень важно!
Боятся, что вы составите конкуренцию магазинам?
Конкуренция в таком бизнесе всегда присутствовала, присутствует и будет присутствовать. Я думаю, договор аренды надо дорабатывать не только из-за конкуренции, но и для предоставления более точной информации как для предпринимателя, так и для госоргана.
Если земельный участок позволяет увеличить площадь павильона, – почему не предоставить такую возможность в договоре? Провести согласование со всеми заинтересованными сторонами, как это было пятнадцать лет назад. Ранее составлялась заявка, ее рассматривала комиссия, в которую входили представители службы благоустройства, ЖКХ, тепловых сетей, горгаза и т. д. Если обременений не было, подписывался договор – ведь это дополнительный доход в казну города. В настоящее время проводятся аукционы, на которые приходят все кому не лень. А нам сложно конкурировать с нелегальными предпринимателями. Я плачу налоги, люди у меня трудоустроены, за электроэнергию плачу втридорога. Рядом же стоит другой объект – нелегального предпринимателя, который налоги не платит, кассового аппарата у него нет, к электросетям он подключился нелегально. Как мне конкурировать с такими? Сегодня это большая проблема: на частной земле устраивают автомойки или в частном доме – пекарню. Обычный бытовой счетчик стоит, и электроэнергию этот «нелегал» получает по 2 руб., а я как коммерсант 8 руб. плачу.
На сегодняшний день, чтобы установить объект на новое место, необходимо подать заявку на аукцион, на который приходят какие-то люди, задирают цены, получают земельный участок, а потом отказываются от него. И им не запрещено участвовать в другом аукционе. Не доработана система аукционов. Считаю, надо всех участников аукционов проверять – как при госзакупках. Если выяснится, что организация необходимым условиям не отвечает либо предоставила недостоверную информацию, то нужно отстранить ее от участия в процедуре или отказать в заключении договора. Не давать таким организациям повторно выходить на любой из аукционов, вносить, так сказать, в черный список как сами организации, так и участников в составе этой организации.
Вы выступаете за повышение штрафов для нелегальных предпринимателей. А как их выявлять?
Есть полиция. Если нелегально люди работают – значит, им не мешают. Как известно, вид наказания зависит от ситуации и тяжести проступка. Распространенное наказание – административная ответственность по ст. 14.1 КоАП: штраф от 500 до 2000 руб. (если доходы от нелегального бизнеса, которые смогут доказать инспекторы, меньше 2,25 млн руб.) либо от 2000 до 2500 рублей (если доходы составили меньше 2,25 млн руб., но для деятельности нужна лицензия).
Если в дело вмешается налоговая, то незаконному предпринимателю могут доначислить неучтенные НДФЛ и НДС. Конкретная сумма зависит от решения суда. Еще могут оштрафовать за непостановку на учет в налоговой – 10 % от дохода за три года деятельности, но не меньше 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ). И за умышленную неуплату налогов и сборов – 40 % от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).
Если оштрафованный предприниматель продолжает свою коммерческую деятельность, то необходимо выписывать штраф до тех пор, пока он не приведет в соответствие всю необходимую документацию. И это тоже очень важно!
Еще одна щепетильная тема – коммунальные услуги. Стоимость электроэнергии в два раза выше, чем у физического потребителя, а производство потребляет ее гораздо больше. Оплата за электричество производится по предоплате, а это дополнительная финансовая нагрузка на предпринимателя.
С водоотведением тоже проблема, и мы просим главу города Алексея Валерьевича Орлова помочь нам в данном вопросе. Два года назад правительство Российской Федерации обязало абонентов производить оплату как за негативное воздействие, так и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. Федеральными правилами для предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения установлены показатели максимально допустимых значений свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Основываясь на федеральных нормах, органы местного самоуправления устанавливают свои нормативы. Утвержденные в Екатеринбурге нормативы значительно отличаются от максимально допустимых нормативов, установленных на федеральном уровне, а также от нормативов, установленных, к примеру, в Москве, Казани и других городах – миллионниках. Скажем, показатель «БПК5» в Москве и Казани установлен на максимально возможном значении – 300 единиц, в то время как в Екатеринбурге –
от 40 до 169 единиц. Максимальный показатель «Фосфаты» на федеральном уровне и в Казани составляет 12 единиц, а в Екатеринбурге – 0,24 единицы!
Предпринимателям Екатеринбурга фактически невозможно не попасть под превышение нормативов даже при сливе воды, приближенной по составу
к бытовым стокам. Это налагает на предприятия и организации малого и среднего предпринимательства серьезную финансовую нагрузку. Например, у предприятия общественного питания с залом на 70 посадочных мест плата за негативное воздействие на сети водоотведения и за сброс загрязняющих веществ составила за 6 месяцев более 500 тысяч руб.!
Мы предлагаем скорректировать допустимые значения нормативных показателей состава сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах до показателей федерального уровня.
На ваш взгляд, надо ли оказывать малому бизнесу финансовую поддержку?
Президент РФ говорит, что МСБ надо помогать. На сегодняшний день минимальный процент, под который банки выдают предпринимателю кредит, составляет 12% годовых – при этом я предлагаю банку залог. А так ставки предлагаются по 15-16% и выше. Для малого бизнеса данная ставка нереальна. Самый приемлемый кредит – под 3-5%, как производственникам. Предприниматели, в отличие от физлиц, нуждаются в гораздо больших суммах кредитов: чем больше будет оборот денежных средств, тем выгоднее банкам, ну и, соответственно, получит развитие легальный бизнес.
Предпринимателям, имеющим НТО, не хватает преференций, чтобы расширить и развить свой бизнес. А не можем мы развиваться – и производство не будет развиваться, то есть не будет дополнительных рабочих мест, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Считаю, что если предприниматель зарекомендовал себя в бизнесе – можно и преференции ему предоставить. Для распределения преференций среди заявителей можно создать специальную комиссию. К сожалению, у нас такого нет.
Комментарий депутата Екатеринбургской городской думы Александра Смолина:
В апреле 2022 г. постановлением правительства РФ в качестве меры поддержки малого бизнеса было определено, что договоры размещения нестационарных торговых объектов продлеваются до семи лет без торгов. Регионам нужно было принять свои решения, в которых определить срок и порядок такого продления.
Проект постановления правительства Свердловской области был подготовлен, но после оценки регулирующего воздействия в связи с замечаниями как бизнеса, так и властей Екатеринбурга, он был снят с рассмотрения. Сейчас уже готовится новый документ.
Размещение нестационарных торговых объектов в настоящее время, к сожалению, является достаточно конфликтной сферой, судя по обращениям предпринимателей из Свердловской области.
В Свердловской области нестационарная торговля (ярмарки и розничные рынки) в текущей ситуации приоритетно поддерживаются! Однако предпринимателям нужно понимать, что продление договоров на размещение НТО без торгов станет возможным лишь при выполнении нескольких условий.
Например, у них не должно быть долгов по договорным платежам (и это требование вполне оправдано).
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.