Понятие «страховка» в русском языке изначально означало «отвести страх». В английском для его обозначения есть более жизнеутверждающий вариант — insurance, что связанно со словом «уверенность». Придать уверенности российскому страхованию, обеспечить полную прозрачность урегулирования страховых событий в сфере транспортных услуг стремится в своей деятельности, генерируя бизнес-идеи, основатель, член правления, директор по правовым вопросам НКО «ПОВСТО» Игорь РОДИОНОВ.
Игорь Владимирович, как вы оказались в этом бизнесе — страхование грузоперевозок?
Имея за плечами опыт собственной юридической практики, я познакомился в 2011 году с собственником и генеральным директором транспортной компании «КИТ», осуществляющей перевозку сборных грузов, Михаилом Поповым, который предложил мне стать его советником по юридическим вопросам. Согласившись, я начал с того, что провел юридический аудит в компании. В ходе размышлений о том, как минимизировать потери, с той или иной вероятностью, но неизбежно возникающие в ходе грузоперевозок — дороги, особенно российские, преподносят разные сюрпризы – я пришел к выводу, что этот ключевой вопрос, вероятно, эффективно решается с помощью правильной организации страхования грузов.
На тот момент на Урале в сфере страхования сложилась такая практика: грузовладелец сам страховал грузы. У меня же возникла идея, что страхователем груза вполне может стать экспедитор. Ведь по закону о транспортной экспедиции именно он на этапе экспедирования груза является его законным владельцем, а значит, заинтересован в сохранности груза, что является важным условием для страхования. При этом грузоотправитель или грузополучатель выступают в качестве выгодоприобретателей.
Так, погрузившись однажды в специфику страхового бизнеса, я в результате решился на эксперимент – предложил новую модель страхования в сфере грузоперевозок, которая оказалась очень даже жизнеспособной. Это было в 2012 году, и на тот момент только одна региональная страховая компания «Северная казна» откликнулась на мое предложение. С течением времени мои компетенции росли, я приобретал практический опыт, выявлял закономерности, узнавал новое, строил какие-то новые модели в страховании. Постепенно на переговоры со мной стали выходить федеральные страховщики — ЭРГО Русь, ПАРИ, Ингосстрах. Интересный профессиональный опыт, множество страховых случаев, связанных с поиском нестандартных решений – все это для меня, как для профессионального юриста, было весьма захватывающим. На основе статистики, постоянной и однородной, накопленной мною за несколько лет интенсивной работы, я размышлял, куда двигаться дальше.
Этот интересный опыт привел вас к реализации новой идеи?
Совершенно верно. Собирая и анализируя статистику страховых случаев в грузоперевозках, мы с моими коллегами пришли к пониманию того, что клиент страховой компании не просто хочет осуществить страховку, а нуждается в получении целого комплекса эффективных финансовых услуг. Мы нашли способ удовлетворить и эту его потребность. Опираясь на статью 968 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон №286 «О взаимном страховании», мы реализовали свою бизнес-идею – создали Некоммерческую корпоративную организацию «Потребительское общество взаимного страхования транспортной отрасли». Участники общества, компании-грузоперевозчики и экспедиторы, могут получить здесь полноценную качественную страховую защиту, которую им предоставляет команда высококвалифицированных специалистов. При этом члены нашего общества сами для себя вырабатывают правила и условия страхования, исходя исключительно из своих потребностей, влияют на размер индивидуальной страховой премии (взносов), получая при этом полноценную страховую защиту. Они сами управляют обществом, распоряжаясь его имуществом и финансами, утверждая на общем собрании план деятельности. Главное, общество взаимного страхования (ОВС), в основе работы которого заложен принцип открытости, обеспечивает его участникам свое понятное страхование и, что важно, дополнительную финансовую выгоду. Полученный положительный финансовый результат отчетного года в ОВС можно засчитать в качестве оплаты страховой премии будущих периодов, чего не могут предложить своим клиентам классические страховые компании.
Каких результатов удалось достичь?
Для первого года работы мы добились отличных результатов, выполнив все поставленные задачи. Зарегистрированное и лицензированное ЦБ РФ в 2020 году на осуществление страховой деятельности НКО «ПОВСТО» – одно из самых молодых и перспективных обществ взаимного страхования. Крупным и надежным участником общества стала Транспортная компания «КИТ». За прошлый год мы приняли в общество 26 участников, что свидетельствует о его положительном росте и привлекательности взаимного страхования. Общий объем застрахованных перевозок грузов в 2021 году составил более 90 миллиардов рублей, по страховым случаям было 1 548 выплат. Среди участников есть и иностранные компании, зарегистрированные в странах ЕврАзЭс. На российском страховом рынке по итогам 9 месяцев 2021 года (статистики за 2021 г. ЦБ еще не выкладывал) по страхованию грузов НКО «ПОВСТО» заняло 25 позицию в федеральном списке и 15 позицию по страхованию гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в рамках которого осуществляется страхование экспедиторов и перевозчиков грузов. По динамике роста страхования грузов нам удалось вырваться в ТОП 1 в России, второе место среди всех ОВС мы заняли по объемам сборов.
Наша цель – играть вдолгую: обеспечивать грузоперевозчикам гарантию страховой защиты, а также добиваться высоких финансовых результатов, которые будут пропорционально распределены между всеми участниками общества.
В каком направлении планируете развиваться дальше?
Наша новая идея уже на этапе реализации. В ее основе мысль о том, что взаимовыгодно кооперироваться можно не только страхователям, но и страховщикам. Более того, этот процесс можно автоматизировать и сосредоточить на одной сервисной цифровой платформе. Страховщики смогут рассчитывать страховые риски по определенной математической модели с учетом возможностей сострахования, перестраховочной защиты, собственного удержания. Это ноу-хау позволит участникам страхового бизнеса эффективнее распределять собственные риски, минимизировать расходы на перестрахование, в конечном счете – предлагать лучший тариф страхователю.
Идея прошла экспертизу в Сколково, набрав 21 балл из 25 возможных. В октябре прошлого года мы стали резидентами фонда. Положительную предварительную оценку идее дали лидеры страхового рынка. Одна из моих коллег отметила, что это не просто бизнес-идея, но и интересная философия, сравнимая по сути с японским искусством реставрации керамических изделий. В результате мы решили, что наша будущая цифровая платформа так и будет называться — «Кинцуги». Она позволит преодолеть страховому бизнесу существующие сложности, связанные с ограничением доступа на международные финансовые рынки. Надеюсь, у нас получится в сжатые сроки реализовать задуманное. Хочется видеть Россию умной, просвещенной, технологичной.
Приглашаем к сотрудничеству грузовладельцев, экспедиторов и грузоперевозчиков!
НКО «Потребительское общество взаимного страхования транспортной отрасли»
620085, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 212, офис 218.
Тел. +7 (343) 207-03-15. E-mail: povsto@povsto.ru. Сайт: www.povsto.ru.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.